Другие статьи

Теория, примеры и игры — что когда применять

В предыдущей статье я немного рассказал о том, как применять теорию, примеры, игры и практику в цехе при обучении сотрудников бережливому производству.

В этой статье я расскажу как распределить время курса между теорией, играми и практикой в зависимости от различных условий. В тексте я использую слово цех, но подразумеваю любое предприятие, на котором работает сотрудник.

Цель обучения

Познакомиться с основами — теория, примеры и игры
Чтобы познакомить слушателей с основами, сделайте упор на теорию, примеры из жизни и кейсы. Если остается время, добавьте игры — они помогают закрепить знания и запоминаются лучше, чем теория. Подберите игры, которые объясняют основные принципы: PDCA и потери. Если вы знаете много игр, составьте таблицу, которая поможет вам выбрать игру в зависимости от количества участников, времени, и предметов, которые нужны для игры (возможно вы добавите еще какие-то параметры).

Можно также сходить в цех, показать потери или переналадку. Выделите на это как минимум день. Подробнее о времени я расскажу дальше.

Развить навык — игры и немного теории
Развивать навык лучше с помощью игр — так вы не рискуете реальным производством. Игра — это как тренажер, на котором отрабатывается навык прежде, чем выйти «в открытый космос». На каждый навык найдется игра.

Таблица, которой я пользуюсь, чтобы выбрать игру

Взаимосвязь игр и навыков из моего набора

Выделите на теорию 10-20 % времени, а в остальное время поиграйте. Постарайтесь максимально снять страх применения бережливого производства и научить справляться с проблемами, которые обязательно возникнут при внедрении.

Если у вас больше трех дней, добавьте в программу цех. В цехе вы вместе со слушателями попробуете несколько кейсов по применению навыка.

Получить результат на производстве — практика в цехе и немного теории
Для выполнения этой цели лучше всего подходит кайдзен-сессия. Это пятидневная учебная неделя, где вы сочетаете теорию и практику в цехе. Первый день или два разбирается теория, на третий день анализируется проблема, связанная с этой теорией, на четвертый и пятый день вносятся реальные изменения, которые помогут ее решить. Это удобно — люди и учатся, и решают реальные проблемы предприятия. Часто такое обучение окупается за счет разработанных во время него решений.

Познакомиться с основами — упор на теорию и примеры.
Развить навыки — упор на игры.
Получить результат на производстве — упор на практику в цехе.

Количество участников

Теория и примеры подойдут для любого количества участников. А вот игры и практика в цехе — нет, поэтому рассмотрим их отдельно.

Градации я привел примерные. Если количество ваших участников между ними, значит результат будет где-то посередине.

До 5 участников — маловато для игр, подойдет для цеха
Если участников меньше 5, практика в цехе — это хорошая идея: всем будет видно, слышно, вы сможете уделить внимание каждому и ответить на вопросы.

В игры, наоборот, играть рискованно, потому что:

  • В большинство игр просто не поиграешь, так как обычно игры рассчитаны на большее количество участников.
  • Участников вряд ли получится разбить на команды. Если не будет команд, они не смогут сравнить результаты и увидеть как по-разному можно решить задачу. Не будет и соревновательного духа, который оживляет аудиторию.
  • Кто-то может стесняться, спорить или мало проявлять себя. От того что игроков мало, урон от этого больше. Игры могут получиться вялыми и эффект от них снизится.

Можно поиграть, если у вас есть подходящая игра, вы хорошо подготовлены и знаете что делать, если что-то пойдет не так. Учитывайте риски: если игра плохо зайдет, сопротивление участников может возрасти.

10-15 участников — то, что надо для игр и цеха
Когда играют 10-15 участников, все проблемы, которые описаны выше (до 5 участников), исчезают, а проблемы, которые описаны ниже (больше 20 участников), еще не появились.

10-15 человек — это золотая середина. Вы сможете разделить участников на 2-3 команды и придать играм соревновательный дух. Игра получится насыщенной, интересной, а результаты разнообразными — вам будет, что обсудить, при этом обсуждение не затянется, как это бывает, когда участвует много человек.

В цехе тоже будет комфортно. Вы сможете сделать 2-3 группы и вашего внимания хватит на всех.

20-25 участников — немного больше, чем нужно, но не критично
Длительность игры почти не зависит от количества участников, а вот длительность обсуждения — зависит. Чем больше участников, тем больше времени нужно, чтобы они рассказали, что у них получилось, спросили, что им не понятно, обсудили результаты, поспорили, пошумели, высказались.

Поэтому, если играет 20-25 человек, заложите побольше времени на обсуждение. Учитывайте, что время зависит от количества участников не линейно, а примерно как на графике, потому что разговоры растут в геометрической прогрессии.

Примерная зависимость времени обсуждения игры от количества участников

Если у всех участников получились похожие результаты, обсуждать одно и то же неэффективно. Лучше завершить обсуждение и подвести итог.

В цехе вам будет сложно уследить за такой большой группой, да и просто будет тесно. Если вы зайдете на участок, где работает 3-4 человека, а них придут посмотреть 25 человек, это будет некомфортно для сотрудников.

Больше 40 участников — слишком много
Если у вас на курсе больше 40 участников, проводить игры или практику в цехе сложно и неэффективно — за гранью добра и зла.

Если все-таки вам нужно обучать такую большую группу людей, лучше использовать классическую институтскую систему лекций и семинаров. Теорию прочтите всем одновременно, а для практики разбейте всех на группы. Идеальное количество участников в группе — 10-15 человек. Возможно, вам понадобится напарник, чтобы обучать группы параллельно.

Теория и примеры подходят для любого количества участников.
До 5 участников — игры нет, цех да.
10-15 участников — игры да, цех да.
20-25 человек — игры да (заложите на побольше времени), цех — нет.
Больше 40 человек — игры нет, цех нет, либо разбить участников на группы.

Количество времени

2 часа — теория и примеры
Если у вас 2 ч, чтобы рассказать основы или раскрыть узкую тематику, сосредоточьтесь на теории и примерах, не используйте игры — не стоит играть ради игр. Если только у вас нет очень коротких и эффективных игр. Подберите интересные примеры, они хорошо заменят игры в условиях двухчасового обучения.

от 2 часов до 3 дней — теория, примеры, игры
Если у вас от 2 ч до 3 дней — используйте теорию, примеры и игры. Так как между двумя часами и тремя днями сильный разрыв, то выбор игр и их количества будет сильно варьироваться.

У меня в наборе есть игра в завод по производству самолетов. Она занимает 8 часов. За это время участники меняют систему планирования на вытягивающее производство, начинают работать во времени такта и сравнивают финансовые результаты игры. Когда у меня три дня, чтобы познакомить участников с управлением потоком — я два дня читаю теорию с примерами и небольшими играми, а на третий день играю в «Самолеты». Когда у меня два дня на весь курс, то заменяю «Самолеты» на другие игры.

Также можно показать в цехе потери или переналадку, если предварительно изучить производство, чтобы не тратить на это время обучения.

Больше 3 дней — теория, примеры, практика в цехе
Если у вас больше 3 дней — это отличная возможность, чтобы поделать что-то реальное в цехе, и надо этим воспользоваться. На цех я выделяю день или больше. За это время участники собирают данные, анализируют, придумывают решения и обсуждают их.

Если участники работают в разных компаний, отправьтесь в общественное место, где можно посмотреть как работает персонал. Например, сходите на обед в кафе, совместите вкусное с полезным. Очень интересно устроен процесс работы в Макдоналдсе.

До двух часов — упор на теорию и примеры.
От двух часов до 3 дней — упор на игры.
Больше 3 дней — упор на практику на предприятии.

Подготовка участников

Игры работают со всеми вне зависимости от подготовки участников. Если вначале участники не проявляют инициативу и вяло реагируют на идею поиграть, скорее всего в процессе интересной игры они проявят активность.

Но бывают случаи, когда игры почти не нужны. Однажды я обучал слушателей, которые были прокачаны в менеджементе, хотели обучаться и интересовались бережливым производством. У них была низкая сопротивляемость новым знаниям и они быстро схватывали материал. Поэтому мы обсудили теорию, примеры и кейсы, и вместо игр пошли сразу в цех.

Игры могут быть не нужны, если аудитория знакома с бережливым производством и хорошо воспринимает материал.
Если участники плохо ориентируются в материале и сопротивляются новым знаниям — лучше поиграть.

Как в итоге составить курс

Обращайте внимание на все условия. Сочетание разных условий может давать разный результат, например: у вас два дня на обучение, но участники уже были на курсах по бережливому производству и хорошо подготовлены, тогда можно сходить в цех. Противоречия — это нормально. Мы всегда делаем выбор, исходя из множества условий.

Планируя программу курса, учитывайте сразу несколько условий.

Цель
Познакомиться с основами — упор на теорию и примеры.
Развить навыки — упор на игры.
Получить результат на производстве — упор на практику в цехе.

Количество участников
Теория и примеры подходят для любого количества участников.
До 5 участников — игры нет, цех да.
10-15 участников — игры да, цех да.
20-25 человек — игры да (заложите на побольше времени), цех — нет.
Больше 40 человек — игры нет, цех нет, либо разбить участников на группы.

Время
До двух часов — упор на теорию и примеры.
От двух часов до 3 дней — упор на игры.
Больше 3 дней — упор на практику в цехе.

___________
В статье использовалось изображение Макдоналдса с этого сайта.

Если нельзя сходить в цех, сходите на обед и покажите как работает это производство

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.