Другие статьи

Теория, примеры и игры при обучении

Когда я объясняю сотрудникам какую-либо тему, я выбираю, что использовать: теорию, примеры, игры или практику на производстве. В этой статье мы посмотрим чем отличаются между собой результаты от применения каждого метода.

Допустим, вы улучшаете рабочее место сотрудника на производстве.

1 метод

Только теория

Вы приходите к сотруднику, рассказываете про 5С и мотивируете на изменения: рассказываете как 5С ускорит его работу, поможет меньше уставать и заниматься более интересной работой, ну и так далее. Любой сотрудник с этим согласится.

Что может пойти не так
Если рабочий стол сотрудника был неопрятным до встречи с вами, сотрудник захочет найти причины, по которым его место неопрятно, чтобы не выглядеть глупым, неряшливым человеком, который плохо работает. Поэтому первая реакция — сопротивление.

Сотрудник: «Вот у нас столько работы, и завал не могу разобрать, места нет, переложить некуда».

Особенно плохо то, что пока сотрудник сопротивляется, он практически не впитывает новый материал. Поэтому первое, что нужно сделать — снять сопротивление. Самый худший способ — опровергать причины сотрудника и говорить банальности.

◔̯◔   Неудачный ответ
Менеджер: «Здесь можно все разложить гораздо лучше, и место найти, я знаю как это сделать. Вот это сюда сейчас положим, это надо выкинуть, не знаю зачем это нужно. Грязно не там где убираются, а там где не мусорят».

В этом случае сотрудник может не найти аргументов и согласиться, но желание сопротивляться скорее всего останется. Чтобы преодолеть сопротивление важно не переходить из обсуждения в спор, проявить эмпатию и найти что-то, в чем вы сможете поддержать сотрудника.

ᵔᴥᵔ   Удачный ответ
Менеджер: «Я вас понимаю, когда я работал инженером, у нас была похожая ситуация с инструментами. Давайте вот что сделаем: я поговорю с вашим начальником, чтобы он выделил время и мы попробуем применить изученную теорию на практике, и вместе все наладить».
Если вы применяете только теорию, скорее всего вам придется снимать сопротивление переговорами. Прокачать переговоры поможет книга Джима Кемпа «Сначала скажите "Нет"». Идеально дополнять теорию примерами из жизни и играми. Совсем идеально — в конце обучений попробовать на производстве.
2 метод

Примеры из жизни

Вы собрали коллекцию примеров из вашей и чужой практики, и дополняете ими теорию. Примеры — это хорошо, они наглядно объясняют теорию и показывают как именно и при каких условиях теория воплотилась в жизнь. Даже если вы используете игры, примеры все равно стоит использовать. Иногда они могут сработать не хуже игры.

Что может пойти не так
Все слышали истории, про то как мамы сравнивают своих детей: посмотри на Петю, он и книжки читает, и учится хорошо. Большинство людей не любят, когда их сравнивают, и начинают защищаться. Когда сотрудник «защищается», он не может вникать в новый материал.

◔̯◔   Неудачная фраза
Менеджер: «Вот отдел в соседнем корпусе сталкивался с такой же проблемой, но добился отличных результатов. При этом у них было на порядок больше деталей и места было меньше.»

Главное — показать, что вы не сравниваете сотрудника и не считаете других умнее. Для этого поговорите с ним на равных, вы в одной команде. Например, часто тренеры обучают людей, которые разбираются в профессии глубже, поэтому тренеру тоже стоит прислушиваться к мнению сотрудника, хотя и проверять его слова.

ᵔᴥᵔ   Удачная фраза
Менеджер: «Давайте посмотрим видеоролик как с похожей проблемой справился завод по производству кибер-чебурашек. Их производство отличается от нашего: деталей больше, места меньше. Но давайте посмотрим какой подход к проблеме они использовали».

Конечно, такая формулировка не гарантирует, что сотрудник полностью поддержит вас, потому что тут гарантировать что-либо невозможно. Но она снизит желание защищаться, и поможет сплотить вас как команду.

В качестве примеров лучше всего показывать видео или презентации, где приведены точные цифры и факты — это вызывает доверие. Не стоит предлагать сотрудникам верить на слово. Соберите заранее примеры. Маленький секрет: покупатели набора игр получают в качестве бонуса папку с видеопримерами: 194 видеоролика с производственными процессами и 54 видеоролика, чтобы поднять настроение и расшевелить аудиторию.

Помните, что правильно не копировать чужие решения, а изучать способы поиска этих решений.

Соберите коллекцию достоверных примеров. Говорите с сотрудником на равных. Используйте примеры как можно чаще — они наглядны, жизненны и понятны. Помните, копируется не решение, а способ его поиска. Лучше всего использовать примеры после игры.
3 метод

Игры

Во время игры сотрудники своими руками и головой улучшают вымышленные процессы, применяя бережливое производство. Поэтому игра — это практика. Ошибка в игре ничего не стоит, поэтому сотрудники могут пробовать что угодно и у них свободно вырабатывается навык генерации идей.

Процесс игры помогает отвлечься от рабочего опыта, а значит лучше погрузиться в бережливое производство и снять сопротивление, о котором мы говорили, когда рассматривали теорию.

Первую реакцию на бережливое производство — сопротивление — хорошо снимать абстрактной игрой. Если вы сразу покажите пример хорошего шкафчика по 5С, то услышите: «у нас нет такого шкафчика», «нам такой шкафчик не купят», «это слишком дорогой шкафчик», и вообще «это сложно». Если вы объясните 5С на цифрах, сотрудники погрузятся в игру без сопротивления и уже не подумают, что «у них другие цифры». Они сначала уловят суть метода и уже после этого вы расскажите как 5С применяется в жизни.

Что может пойти не так
Во время игр многое может пойти не так, поэтому об этом я расскажу в отдельной статье. А также о том, что делать в этих случаях.

Игры наглядно показывают суть методов бережливого производства. Используйте игры, когда для этого есть время. Абстрактные игры хорошо снимают барьер сопротивления новым знаниям.
4 метод

Практика на реальном производстве

Этот метод лучше использовать, когда уже есть теоретическая подготовка и понимание принципов бережливого производства, потому что ошибка на производстве может привести к проблемам.

Когда знания у сотрудников уже хорошо укрепились, выйти на производство — самое лучшее решение. Вы покажите как в реальности работает все то, чему вы обучали, вы придадите сотрудникам уверенность и поможете снять страх внедрения реальных изменений.

Существует даже отдельная модель обучения, которая называется кайдзен-сессией. Это пятидневная учебная неделя, где первый день или два разбирается теория, на третий день анализируется проблема, связанная с этой теорией, на четвертый и пятый день вносятся реальные изменения, которые помогут ее решить. Это удобно — люди и учатся, и решают реальные проблемы предприятия. Часто такое обучение окупается за счет разработанных во время него решений.

Идите на производство, если есть такая возможность, но подготовьтесь заранее.

Абстрактная игра «Цифры»
Попробовать игру

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.