Как фиксируют простои оборудования

Сегодня был на Startup Village 2018. Там был на стенде компании Станкосервис, они занимаются внедрением интернета вещей для мониторинга промышленного оборудования. Ну то есть обычным АСУ ТП 🙂

У них интересная система занесения типа простоя в программу — лист со штрихкодами типов простоя и сканер-штрихода. Оператор сканирует штрих-код машины, а затем штрих-код типа простоя. Далее информация поступает в базу данных.

Штрихкоды причин простоев

Над списком причин я бы ещё поработал, а вот сама идея мне понравилась. По-моему довольно элегантно. Ещё придумалось, что такое можно использовать для автономного обслуживания: проверил контрольную точку — просканировал её сканером.

Ещё про работу оборудования и его мониторинг, можно почитать в моей статье на сайте sixsigmaonline

Что почитать по бережливому производству

На курсах по основам, я рекомендую такой список:

Если у вас хорошо с английским, то порекомендовал бы курсы:

На русском можно пройти мини-курс и почитать теорию здесь:

Если у вас есть вопросы, буду рад ответить.

Приходите на семинар, будем искать потери

26 марта проведу семинар «Как найти потери в бизнес-процессах». Расскажу как найти потери на рабочем месте сотрудника, в работе оборудования и в офисном процессе, приведу примеры по сокращению этих потерь и отвечу на вопросы участников.

Семинар бесплатный. Пройдет в Москве, в технопарке «Мосгормаш», с 15:00 до 18:00. Чтобы попасть на него, нужно зарегистрироваться.

Что важно при составлении курса по бережливому производству

Когда я начинал изучать бережливое производство, то заметил, что выбрать курс не так уж просто — большинство из них не проходили по моим критериям отбора. Теперь, когда я преподаю, я учитываю это при составлении программы.

Интересы и цели клиента

Перед тем, как составить программу, я спрашиваю у клиента для чего он хочет пройти курс, что будет делать после обучения, что он уже знает о бережливом производстве и что попробовал на практике. На основе этого составляю программу.

Например, если слушатель понимает, что больше будет работать с IT или офисными процессами, добавляем в программу Agile, Scrum или Lean-офис, а если с производственными — то Управление потоком и TPM.

Если есть несколько учеников с похожими целями, объединяю их в группы. Тем, кто обучает группы от 6-10 человек с индивидуальным подходом будет сложнее.

Подбор тем и инструментов

Одна моя подруга-тренер хвастается, что знает около 130 инструментов =) Раньше я тоже старался изучить как можно больше, сейчас мне важно знать какие инструменты существуют в целом и, если нужно, погружаюсь в них сильнее.

Большое количество методик и инструментов являются просто маркетинговыми оболочками. Например, Lean, Agile, ToC, BPR, Six Sigma — это все методики с одной основой, но заточенные под немного разные задачи, или пришедшие из разных индустрий. Я про это немного говорю в начале этого видео.

На мой взгляд нужно уметь применять базовые инструменты и понимать на какие задачи направлены остальные. Обычно это более узкие задачи, которые встречаются реже и часто инструменты для их решения можно изучить под задачу.

Поэтому, программу для новичков, которые хотят внедрять БП и обучать ему, я составляю таким образом: первые две темы — это базовые основы, которые используются во всех инструментах и применяются во всех проектах. Дальше две темы, которые пригодятся, если будут работать с производственными компаниями, при этом всё равно производством чего (от конфет до тракторов), и обзор какие инструменты какие проблемы решают. Последние две темы про технику проведения проектов по улучшениям и проведению тренингов. Если слушатель понимает, что хочет изучить что-то еще, можем скорректировать программу.

Примеры

Обучение строится на примерах реальных проектов, которые я провожу с клиентами. То есть я «играющий» тренер, не только обучаю, но и сам провожу проекты по улучшениям, или, например, работал операционными директором, где выстраивал процессы IT компании. 

Ведение реальных проектов помогает тренеру делиться опытом внедрения и подробнее, с разных ракурсов описывать все тонкости приведенных примеров.

Домашние задания

На каждую тему в курсе я даю домашнее задание, которое мы разбираем на следующем занятии. Такой подход редко встречается в области бережливого производства. Вместе с тем, домашние задания помогают лучше разобраться в материале и прийти на следующее занятие с вопросами, которые помогут слушателю лучше понять тему.

Пример хранения в месте использования (point-of-use)

Палатка работает по бережливому производству

В конце декабря 2017-го отдыхал в Дубае. Там на пляже стоит палатка со шлепками. У них интересное конкурентное преимущество — тебе соберут уникальные шлепки на твой вкус за 1-2 минуты. Подошва и ремешки могут быть разного цвета, а на ремешки можно прикрепить разные украшательства.

Процесс сборки шлепок устроен просто, интересно и эффективно.

Как устроен процесс

На витрине лежит пример готовых шлепок — сразу понимаешь, какую продукцию можешь получить на выходе. Если не хочется самому собирать шлепки, можно заказать «такие же».

Готовые шлепки

В палатке 13 вариантов цветных подошв и ремешков, то есть 169 возможных сочетаний. Чтобы выбрать из них то, что нравится, крутишь вертушку и смотришь как в жизни выглядят разные сочетания. Нижний слой — вертушка с подошвой, верхний — прозрачная вертушка с ремешками. На картинке ниже я крутанул посильнее, а в жизни можно «наложить» ремешок на подошву и посмотреть как они сочетаются.

Вертушка, чтобы выбрать сочетание цвета подошвы и ремешков

Когда выбор сделан, называешь продавцу цвет подошвы, ремешков и размер. Продавец берет с полки подошвы. Чтобы быстро найти нужные, их отсортировали по цвету и размеру, и положили так, чтобы удобно вытащить пару.

Полки с подошвами

Продавец прикрепляет к подошвам ремешки (ремешки, к сожалению, не сфоткал). На этом можно закончить изготовление шлепок, а можно еще прикрепить на ремешки украшения — цветы или заклепки. Цветы тоже сборные — выбираешь лепестки и сердцевину. Заклепки готовые.

Лепестки (разные форма и цвет) и сердцевины цветов, чтобы украсить ремешки
Заклепки. Ребята с юмором могут заказать даже смайлик-какашку 💩
Заклепки в другой такой же палатке. Нашел в фейсбуке

Продавец прикрепляет украшения на шлепки. Шлепки готовы.

Что хорошего во всем этом

Прикинем примерно сколько вариантов шлепок можно собрать из всех материалов:
13 вариантов подошв × 13 вариантов ремешков × 6 вариантов размеров ноги × 150 вариантов украшений = 152 100 вариантов готовых шлепок. На самом деле больше, так как украшения прикрепляют в разных комбинациях и разном количестве.

150 000 разных шлепок можно получить, имея стеллаж в палатке и обслуживать реального покупателя за 1-2 минуты. Если бы это был склад готовой продукции, то он бы занимал много места, а поиск шлепок — время. Конечно, тогда многообразие готовых вариантов стоило бы сократить, ведь аренда склада стоит денег, но если процесс устроен, как в этой палатке, можно себя не ограничивать и предложить покупателям поиграться и сотворить на свой вкус уникальную вещь, которую можно будет носить.

Тут важно еще то, что выбор — это не всегда хорошо. Выбор может стать барьером перед покупкой, если процесс выбора забирает у покупателя много времени и сил. Стоит продумать как покупатель будет совершать выбор, как и по каким параметрам будет сравнивать, и упростить процесс. В этой палатке об этом подумали — выбор происходит просто и увлекательно, а на витрине готовые шлепки, которые можно сразу купить. Людей возле палатки было много, но я не считал конверсию 🙂

Еще важно, что палатка находится на пляже — там где целевая аудитория и место использования продукта. Пляж — это место, где самая уместная обувь — шлепки. Те, кто уже в шлепках, заметят, что пора их обновить или захотят побыть творцом, а те, кто приехал в неподходящей обуви, захотят купить, потому что в шлепках будет удобнее.

Также в палатке можно купить пляжные сумки, солнечные очки, полотенца, шляпы и крем от солнца — все это подходит для пляжа и может неожиданно понадобиться. Продажу сопутствующих непрофильных товаров называют cross-sale. Уверен, что маржа на них самая большая, так как покупателю просто негде купить их поблизости. Такой же принцип используют в кафе, где самая большая маржа на напитки, а основные блюда иногда продают в убыток.

Вообще Дубай — отличное место, чтобы понаблюдать за хорошими решениями и взять их на заметку.

Где еще применяется такой метод

В примере с палаткой использован метод бережливого производства «хранение в месте использования (point-of-use)» — когда детали хранятся около места сборки и установки (на «границе линии»). Метод применяется и на больших производствах. Например, при сборке боинга детали хранятся около основной линии на участках подсборки, где эти детали собирают в сборочные узлы, которые сразу устанавливают в самолет. Пример на видео ниже:

Бережливое производство в пищевой отрасли

От компании ЮФК выступил на конференции, посвященной хлебопекарному производству. Рассказал, что такое потери и привел примеры проектов по улучшениям в пищевой отрасли. К сожалению, времени было мало, не удалось рассказать побольше и ответить на вопросы.

На видеозаписи слышно хорошо, но видно не очень. Не ломайте глаза, разглядывая презентацию, я выложил ее под видео.

Конференция получилась насыщенная, было много интересных докладов. На заставке к видео — новогодние плюшки, испеченные сотрудниками хлебозавода.




























Теория, примеры и игры — что когда применять

В предыдущей статье я немного рассказал о том, как применять теорию, примеры, игры и практику в цехе при обучении сотрудников бережливому производству.

В этой статье я расскажу как распределить время курса между теорией, играми и практикой в зависимости от различных условий. В тексте я использую слово цех, но подразумеваю любое предприятие, на котором работает сотрудник.

Цель обучения

Познакомиться с основами — теория, примеры и игры
Чтобы познакомить слушателей с основами, сделайте упор на теорию, примеры из жизни и кейсы. Если остается время, добавьте игры — они помогают закрепить знания и запоминаются лучше, чем теория. Подберите игры, которые объясняют основные принципы: PDCA и потери. Если вы знаете много игр, составьте таблицу, которая поможет вам выбрать игру в зависимости от количества участников, времени, и предметов, которые нужны для игры (возможно вы добавите еще какие-то параметры).

Можно также сходить в цех, показать потери или переналадку. Выделите на это как минимум день. Подробнее о времени я расскажу дальше.

Развить навык — игры и немного теории
Развивать навык лучше с помощью игр — так вы не рискуете реальным производством. Игра — это как тренажер, на котором отрабатывается навык прежде, чем выйти «в открытый космос». На каждый навык найдется игра.

Таблица, которой я пользуюсь, чтобы выбрать игру

Взаимосвязь игр и навыков из моего набора

Выделите на теорию 10-20 % времени, а в остальное время поиграйте. Постарайтесь максимально снять страх применения бережливого производства и научить справляться с проблемами, которые обязательно возникнут при внедрении.

Если у вас больше трех дней, добавьте в программу цех. В цехе вы вместе со слушателями попробуете несколько кейсов по применению навыка.

Получить результат на производстве — практика в цехе и немного теории
Для выполнения этой цели лучше всего подходит кайдзен-сессия. Это пятидневная учебная неделя, где вы сочетаете теорию и практику в цехе. Первый день или два разбирается теория, на третий день анализируется проблема, связанная с этой теорией, на четвертый и пятый день вносятся реальные изменения, которые помогут ее решить. Это удобно — люди и учатся, и решают реальные проблемы предприятия. Часто такое обучение окупается за счет разработанных во время него решений.

Познакомиться с основами — упор на теорию и примеры.
Развить навыки — упор на игры.
Получить результат на производстве — упор на практику в цехе.

Количество участников

Теория и примеры подойдут для любого количества участников. А вот игры и практика в цехе — нет, поэтому рассмотрим их отдельно.

Градации я привел примерные. Если количество ваших участников между ними, значит результат будет где-то посередине.

До 5 участников — маловато для игр, подойдет для цеха
Если участников меньше 5, практика в цехе — это хорошая идея: всем будет видно, слышно, вы сможете уделить внимание каждому и ответить на вопросы.

В игры, наоборот, играть рискованно, потому что:

  • В большинство игр просто не поиграешь, так как обычно игры рассчитаны на большее количество участников.
  • Участников вряд ли получится разбить на команды. Если не будет команд, они не смогут сравнить результаты и увидеть как по-разному можно решить задачу. Не будет и соревновательного духа, который оживляет аудиторию.
  • Кто-то может стесняться, спорить или мало проявлять себя. От того что игроков мало, урон от этого больше. Игры могут получиться вялыми и эффект от них снизится.

Можно поиграть, если у вас есть подходящая игра, вы хорошо подготовлены и знаете что делать, если что-то пойдет не так. Учитывайте риски: если игра плохо зайдет, сопротивление участников может возрасти.

10-15 участников — то, что надо для игр и цеха
Когда играют 10-15 участников, все проблемы, которые описаны выше (до 5 участников), исчезают, а проблемы, которые описаны ниже (больше 20 участников), еще не появились.

10-15 человек — это золотая середина. Вы сможете разделить участников на 2-3 команды и придать играм соревновательный дух. Игра получится насыщенной, интересной, а результаты разнообразными — вам будет, что обсудить, при этом обсуждение не затянется, как это бывает, когда участвует много человек.

В цехе тоже будет комфортно. Вы сможете сделать 2-3 группы и вашего внимания хватит на всех.

20-25 участников — немного больше, чем нужно, но не критично
Длительность игры почти не зависит от количества участников, а вот длительность обсуждения — зависит. Чем больше участников, тем больше времени нужно, чтобы они рассказали, что у них получилось, спросили, что им не понятно, обсудили результаты, поспорили, пошумели, высказались.

Поэтому, если играет 20-25 человек, заложите побольше времени на обсуждение. Учитывайте, что время зависит от количества участников не линейно, а примерно как на графике, потому что разговоры растут в геометрической прогрессии.

Примерная зависимость времени обсуждения игры от количества участников

Если у всех участников получились похожие результаты, обсуждать одно и то же неэффективно. Лучше завершить обсуждение и подвести итог.

В цехе вам будет сложно уследить за такой большой группой, да и просто будет тесно. Если вы зайдете на участок, где работает 3-4 человека, а них придут посмотреть 25 человек, это будет некомфортно для сотрудников.

Больше 40 участников — слишком много
Если у вас на курсе больше 40 участников, проводить игры или практику в цехе сложно и неэффективно — за гранью добра и зла.

Если все-таки вам нужно обучать такую большую группу людей, лучше использовать классическую институтскую систему лекций и семинаров. Теорию прочтите всем одновременно, а для практики разбейте всех на группы. Идеальное количество участников в группе — 10-15 человек. Возможно, вам понадобится напарник, чтобы обучать группы параллельно.

Теория и примеры подходят для любого количества участников.
До 5 участников — игры нет, цех да.
10-15 участников — игры да, цех да.
20-25 человек — игры да (заложите на побольше времени), цех — нет.
Больше 40 человек — игры нет, цех нет, либо разбить участников на группы.

Количество времени

2 часа — теория и примеры
Если у вас 2 ч, чтобы рассказать основы или раскрыть узкую тематику, сосредоточьтесь на теории и примерах, не используйте игры — не стоит играть ради игр. Если только у вас нет очень коротких и эффективных игр. Подберите интересные примеры, они хорошо заменят игры в условиях двухчасового обучения.

от 2 часов до 3 дней — теория, примеры, игры
Если у вас от 2 ч до 3 дней — используйте теорию, примеры и игры. Так как между двумя часами и тремя днями сильный разрыв, то выбор игр и их количества будет сильно варьироваться.

У меня в наборе есть игра в завод по производству самолетов. Она занимает 8 часов. За это время участники меняют систему планирования на вытягивающее производство, начинают работать во времени такта и сравнивают финансовые результаты игры. Когда у меня три дня, чтобы познакомить участников с управлением потоком — я два дня читаю теорию с примерами и небольшими играми, а на третий день играю в «Самолеты». Когда у меня два дня на весь курс, то заменяю «Самолеты» на другие игры.

Также можно показать в цехе потери или переналадку, если предварительно изучить производство, чтобы не тратить на это время обучения.

Больше 3 дней — теория, примеры, практика в цехе
Если у вас больше 3 дней — это отличная возможность, чтобы поделать что-то реальное в цехе, и надо этим воспользоваться. На цех я выделяю день или больше. За это время участники собирают данные, анализируют, придумывают решения и обсуждают их.

Если участники работают в разных компаний, отправьтесь в общественное место, где можно посмотреть как работает персонал. Например, сходите на обед в кафе, совместите вкусное с полезным. Очень интересно устроен процесс работы в Макдоналдсе.

До двух часов — упор на теорию и примеры.
От двух часов до 3 дней — упор на игры.
Больше 3 дней — упор на практику на предприятии.

Подготовка участников

Игры работают со всеми вне зависимости от подготовки участников. Если вначале участники не проявляют инициативу и вяло реагируют на идею поиграть, скорее всего в процессе интересной игры они проявят активность.

Но бывают случаи, когда игры почти не нужны. Однажды я обучал слушателей, которые были прокачаны в менеджементе, хотели обучаться и интересовались бережливым производством. У них была низкая сопротивляемость новым знаниям и они быстро схватывали материал. Поэтому мы обсудили теорию, примеры и кейсы, и вместо игр пошли сразу в цех.

Игры могут быть не нужны, если аудитория знакома с бережливым производством и хорошо воспринимает материал.
Если участники плохо ориентируются в материале и сопротивляются новым знаниям — лучше поиграть.

Как в итоге составить курс

Обращайте внимание на все условия. Сочетание разных условий может давать разный результат, например: у вас два дня на обучение, но участники уже были на курсах по бережливому производству и хорошо подготовлены, тогда можно сходить в цех. Противоречия — это нормально. Мы всегда делаем выбор, исходя из множества условий.

Планируя программу курса, учитывайте сразу несколько условий.

Цель
Познакомиться с основами — упор на теорию и примеры.
Развить навыки — упор на игры.
Получить результат на производстве — упор на практику в цехе.

Количество участников
Теория и примеры подходят для любого количества участников.
До 5 участников — игры нет, цех да.
10-15 участников — игры да, цех да.
20-25 человек — игры да (заложите на побольше времени), цех — нет.
Больше 40 человек — игры нет, цех нет, либо разбить участников на группы.

Время
До двух часов — упор на теорию и примеры.
От двух часов до 3 дней — упор на игры.
Больше 3 дней — упор на практику в цехе.

___________
В статье использовалось изображение Макдоналдса с этого сайта.

Если нельзя сходить в цех, сходите на обед и покажите как работает это производство

Теория, примеры и игры при обучении

Когда я объясняю сотрудникам какую-либо тему, я выбираю, что использовать: теорию, примеры, игры или практику на производстве. В этой статье мы посмотрим чем отличаются между собой результаты от применения каждого метода.

Допустим, вы улучшаете рабочее место сотрудника на производстве.

1 метод

Только теория

Вы приходите к сотруднику, рассказываете про 5С и мотивируете на изменения: рассказываете как 5С ускорит его работу, поможет меньше уставать и заниматься более интересной работой, ну и так далее. Любой сотрудник с этим согласится.

Что может пойти не так
Если рабочий стол сотрудника был неопрятным до встречи с вами, сотрудник захочет найти причины, по которым его место неопрятно, чтобы не выглядеть глупым, неряшливым человеком, который плохо работает. Поэтому первая реакция — сопротивление.

Сотрудник: «Вот у нас столько работы, и завал не могу разобрать, места нет, переложить некуда».

Особенно плохо то, что пока сотрудник сопротивляется, он практически не впитывает новый материал. Поэтому первое, что нужно сделать — снять сопротивление. Самый худший способ — опровергать причины сотрудника и говорить банальности.

◔̯◔   Неудачный ответ
Менеджер: «Здесь можно все разложить гораздо лучше, и место найти, я знаю как это сделать. Вот это сюда сейчас положим, это надо выкинуть, не знаю зачем это нужно. Грязно не там где убираются, а там где не мусорят».

В этом случае сотрудник может не найти аргументов и согласиться, но желание сопротивляться скорее всего останется. Чтобы преодолеть сопротивление важно не переходить из обсуждения в спор, проявить эмпатию и найти что-то, в чем вы сможете поддержать сотрудника.

ᵔᴥᵔ   Удачный ответ
Менеджер: «Я вас понимаю, когда я работал инженером, у нас была похожая ситуация с инструментами. Давайте вот что сделаем: я поговорю с вашим начальником, чтобы он выделил время и мы попробуем применить изученную теорию на практике, и вместе все наладить».
Если вы применяете только теорию, скорее всего вам придется снимать сопротивление переговорами. Прокачать переговоры поможет книга Джима Кемпа «Сначала скажите "Нет"». Идеально дополнять теорию примерами из жизни и играми. Совсем идеально — в конце обучений попробовать на производстве.
2 метод

Примеры из жизни

Вы собрали коллекцию примеров из вашей и чужой практики, и дополняете ими теорию. Примеры — это хорошо, они наглядно объясняют теорию и показывают как именно и при каких условиях теория воплотилась в жизнь. Даже если вы используете игры, примеры все равно стоит использовать. Иногда они могут сработать не хуже игры.

Что может пойти не так
Все слышали истории, про то как мамы сравнивают своих детей: посмотри на Петю, он и книжки читает, и учится хорошо. Большинство людей не любят, когда их сравнивают, и начинают защищаться. Когда сотрудник «защищается», он не может вникать в новый материал.

◔̯◔   Неудачная фраза
Менеджер: «Вот отдел в соседнем корпусе сталкивался с такой же проблемой, но добился отличных результатов. При этом у них было на порядок больше деталей и места было меньше.»

Главное — показать, что вы не сравниваете сотрудника и не считаете других умнее. Для этого поговорите с ним на равных, вы в одной команде. Например, часто тренеры обучают людей, которые разбираются в профессии глубже, поэтому тренеру тоже стоит прислушиваться к мнению сотрудника, хотя и проверять его слова.

ᵔᴥᵔ   Удачная фраза
Менеджер: «Давайте посмотрим видеоролик как с похожей проблемой справился завод по производству кибер-чебурашек. Их производство отличается от нашего: деталей больше, места меньше. Но давайте посмотрим какой подход к проблеме они использовали».

Конечно, такая формулировка не гарантирует, что сотрудник полностью поддержит вас, потому что тут гарантировать что-либо невозможно. Но она снизит желание защищаться, и поможет сплотить вас как команду.

В качестве примеров лучше всего показывать видео или презентации, где приведены точные цифры и факты — это вызывает доверие. Не стоит предлагать сотрудникам верить на слово. Соберите заранее примеры. Маленький секрет: покупатели набора игр получают в качестве бонуса папку с видеопримерами: 194 видеоролика с производственными процессами и 54 видеоролика, чтобы поднять настроение и расшевелить аудиторию.

Помните, что правильно не копировать чужие решения, а изучать способы поиска этих решений.

Соберите коллекцию достоверных примеров. Говорите с сотрудником на равных. Используйте примеры как можно чаще — они наглядны, жизненны и понятны. Помните, копируется не решение, а способ его поиска. Лучше всего использовать примеры после игры.
3 метод

Игры

Во время игры сотрудники своими руками и головой улучшают вымышленные процессы, применяя бережливое производство. Поэтому игра — это практика. Ошибка в игре ничего не стоит, поэтому сотрудники могут пробовать что угодно и у них свободно вырабатывается навык генерации идей.

Процесс игры помогает отвлечься от рабочего опыта, а значит лучше погрузиться в бережливое производство и снять сопротивление, о котором мы говорили, когда рассматривали теорию.

Первую реакцию на бережливое производство — сопротивление — хорошо снимать абстрактной игрой. Если вы сразу покажите пример хорошего шкафчика по 5С, то услышите: «у нас нет такого шкафчика», «нам такой шкафчик не купят», «это слишком дорогой шкафчик», и вообще «это сложно». Если вы объясните 5С на цифрах, сотрудники погрузятся в игру без сопротивления и уже не подумают, что «у них другие цифры». Они сначала уловят суть метода и уже после этого вы расскажите как 5С применяется в жизни.

Что может пойти не так
Во время игр многое может пойти не так, поэтому об этом я расскажу в отдельной статье. А также о том, что делать в этих случаях.

Игры наглядно показывают суть методов бережливого производства. Используйте игры, когда для этого есть время. Абстрактные игры хорошо снимают барьер сопротивления новым знаниям.
4 метод

Практика на реальном производстве

Этот метод лучше использовать, когда уже есть теоретическая подготовка и понимание принципов бережливого производства, потому что ошибка на производстве может привести к проблемам.

Когда знания у сотрудников уже хорошо укрепились, выйти на производство — самое лучшее решение. Вы покажите как в реальности работает все то, чему вы обучали, вы придадите сотрудникам уверенность и поможете снять страх внедрения реальных изменений.

Существует даже отдельная модель обучения, которая называется кайдзен-сессией. Это пятидневная учебная неделя, где первый день или два разбирается теория, на третий день анализируется проблема, связанная с этой теорией, на четвертый и пятый день вносятся реальные изменения, которые помогут ее решить. Это удобно — люди и учатся, и решают реальные проблемы предприятия. Часто такое обучение окупается за счет разработанных во время него решений.

Идите на производство, если есть такая возможность, но подготовьтесь заранее.

Абстрактная игра «Цифры»
Попробовать игру

Что будет в блоге

Все, кто занимается бережливым производством, знают, что процесс улучшений непрерывен. Менеджер проекта помогает внедрить бережливое производство, но непрерывными улучшениями всегда занимаются сотрудники предприятия, которые работают на своем рабочем месте.

То насколько эффективно сотрудники будут улучшать свою работу во многом зависит от того, как их обучили. Когда я проводил курсы, я часто сталкивался с трудностями, которые мешали качественно обучить сотрудников.

В этом блоге я буду писать о том, как я преодолевал эти трудности.

Вот примерный список трудностей:
— сотрудники не верят, что бережливое производство работает;
— верят, что бережливое производство работает, но не верят, что сработает у них;
— верят, что сработает у них, но не верят, что сильно;
— боятся изменений и сопротивляются новым знаниям;
— не интересно вникать в материал, скучают, отвлекаются, думают о своем;
— вроде все поняли, но большую часть забыли в первую неделю после курса;
— не верят в компетентность тренера, так как он не работал на их предприятии;
— считают, что нет смысла что-то изучать, потому что проблема с руководством.

Если у вас есть вопрос или вы знаете на какую тему хотели бы прочесть статью, напишите мне на почту или в комментариях, я отвечу вам лично или напишу статью.

Давайте знакомиться

Меня зовут Роман Бунин, последние шесть лет я занимаюсь бережливым производством.

Что я делаю:

  • внедряю бережливое производство на предприятиях (участвовал в проектах в химической и пищевой отрасли, в строительстве, машиностроении, банке и IT);
  • обучаю сотрудников, чтобы они улучшали процессы на своих рабочих местах;
  • помогаю тренерам обучать сотрудников, рассказываю как и зачем применять игры;
  • придумываю, обновляю и дополняю набор игр для обучения;
  • консультирую по внедрению бережливого производства;
  • делюсь знаниями: выступаю на конференциях, общаюсь с коллегами, и теперь начал этот блог.

Что я делал до того, как пришел в бережливое производство

На первой работе я чертил конвейера, контролировал сборку и установку на производстве клиента. Самый сложный проект — двухэтажный конвейер для Кока-колы, чтобы перемещать бутылочки из цеха на склад готовой продукции.

Чертеж и готовый конвейер для Кока-Колы

Я смотрел как устроено производство у нас и клиентов, и видел повторяющиеся проблемы. Мне нравилось придумывать как можно их исправить, применяя здравый смысл. В нашем цехе я передвинул столы и разложил инструменты, на компьютере — структурировал файлы, создал шаблоны писем и чертежей, заменил чертежную программу. Это были простые изменения, но они увеличили скорость работы и снизили утомляемость, и это очень вдохновило меня.

Затем я преподавал технические дисциплины в МЭИ и Schneider Electric. Тогда я получил первый опыт преподавания и постепенно почти полностью снял страх перед аудиторией. Также я понял, что при обучении лучше всего действуют примеры, практика и умение объяснять сложные вещи простыми словами.

Параллельно с преподаванием я работал в научно-исследовательском институте ВЭИ, проводил эксперименты и писал диссертацию. Научные эксперименты помогли мне выработать привычку применять цикл Деминга.

Один из экспериментов по ограничению тока короткого замыкания. Зациклен как цикл Деминга

Также я занимался научным проектом в Siemens. Мне было интересно посмотреть как устроен процесс в большой зарубежной компании. В Siemens я увидел, что большинство процессов действительно построены лучше, но и там есть много возможностей для улучшений.

На этих местах работы я вдохновился большими просторами для улучшений, книгами по бережливому производству и почувствовал, что готов начать практиковаться.

Мой опыт в бережливом производстве

Впервые я внедрял бережливое производство, консультировал и обучал сотрудников, работая в компании Kaizen Institute. Самые интересные проекты — развертывание системы бережливого производства в крупном пищевом холдинге, планировка троллейбусного завода и внедрение системы улучшений в коттеджном строительстве.

Провел полугодовое обучение кайдзен-менеджеров в АО «Каменскволокно»

Работая в консалтинге быстро получаешь новый опыт будто год идет за три, работаешь над многими проектами, но поверхностно. Я «ушел из консалтинга в индустрию», чтобы получить возможность глубже погружаться в проект и сопровождать его на пути улучшений.

Так я устроился в «Промсвязьбанк» менеджером проектов по оптимизации. Было интересно из производства погрузиться в офисные процессы и убедиться, что бережливое производство работает и здесь. Я провел два проекта по открытию счетов и валютному контролю, однако результат проектов зачастую зависел от операционного руководителя отделов, а не от меня.

Поэтому на следующей работе я решил побыть настоящим операционным руководителем и устроился в «Лабораторию данных». В «Лаборатории» я понял всю боль, которую испытывает операционный руководитель, но при этом убедился, что знание бережливого производства помогает самому выполнять работу по улучшению процессов.

В «Лаборатории» я увидел, как развивается и меняется операционная система в зависимости от условий. Например, систему планирования мы меняли 6-7 раз за два года, потому что компания быстро развивалась. В своем выступлении я рассказываю об оптимизации работы в «Лаборатории данных».

Сейчас я руковожу практикой бережливого производства в компании ЮФК — провожу обучение и консультирую. А также реализую проекты как индивидуальный предприниматель.

К чему я это все

Я работал в разных отраслях и разных должностях. Пять лет работы инженером дали мне хорошую базу, чтобы узнать, как устроены производственные процессы, и увлечься миром бережливого производства.

Я сменил много компаний и отраслей. С одной стороны это плохо — у меня нет глубокого погружения в конкретную отрасль, с другой стороны я убедился, что независимо от отрасли везде работают одни и те же приемы. И самое главное я научился обучать людей разных возрастов и профессий.

Всегда рад пообщаться на профессиональную тематику или поучаствовать в вашем проекте. Если будут предложения, пишите.