Интересы и цели клиента
Перед тем, как составить программу, я спрашиваю у клиента для чего он хочет пройти курс, что будет делать после обучения, что он уже знает о бережливом производстве и что попробовал на практике. На основе этого составляю программу.
Например, если слушатель понимает, что больше будет работать с IT или офисными процессами, добавляем в программу Agile, Scrum или Lean-офис, а если с производственными — то Управление потоком и TPM.
Если есть несколько учеников с похожими целями, объединяю их в группы. Тем, кто обучает группы от 6-10 человек с индивидуальным подходом будет сложнее.
Подбор тем и инструментов
Одна моя подруга-тренер хвастается, что знает около 130 инструментов =) Раньше я тоже старался изучить как можно больше, сейчас мне важно знать какие инструменты существуют в целом и, если нужно, погружаюсь в них сильнее.
Большое количество методик и инструментов являются просто маркетинговыми оболочками. Например, Lean, Agile, ToC, BPR, Six Sigma — это все методики с одной основой, но заточенные под немного разные задачи, или пришедшие из разных индустрий. Я про это немного говорю в начале этого видео.
На мой взгляд нужно уметь применять базовые инструменты и понимать на какие задачи направлены остальные. Обычно это более узкие задачи, которые встречаются реже и часто инструменты для их решения можно изучить под задачу.
Поэтому, программу для новичков, которые хотят внедрять БП и обучать ему, я составляю таким образом: первые две темы — это базовые основы, которые используются во всех инструментах и применяются во всех проектах. Дальше две темы, которые пригодятся, если будут работать с производственными компаниями, при этом всё равно производством чего (от конфет до тракторов), и обзор какие инструменты какие проблемы решают. Последние две темы про технику проведения проектов по улучшениям и проведению тренингов. Если слушатель понимает, что хочет изучить что-то еще, можем скорректировать программу.
Примеры
Обучение строится на примерах реальных проектов, которые я провожу с клиентами. То есть я «играющий» тренер, не только обучаю, но и сам провожу проекты по улучшениям, или, например, работал операционными директором, где выстраивал процессы IT компании.
Ведение реальных проектов помогает тренеру делиться опытом внедрения и подробнее, с разных ракурсов описывать все тонкости приведенных примеров.
Домашние задания
На каждую тему в курсе я даю домашнее задание, которое мы разбираем на следующем занятии. Такой подход редко встречается в области бережливого производства. Вместе с тем, домашние задания помогают лучше разобраться в материале и прийти на следующее занятие с вопросами, которые помогут слушателю лучше понять тему.